Библиотечные уроки


Справочная литература. Словари. Библиографические указатели. Каталог.



Вы пришли в библиотеку, получив задание найти дополнительный материал к уроку или найти толкование слов. К каким книгам вы прежде всего обращаетесь? Есть ли такие книги, которые могут ответить на любой вопрос, которые знают все? (Энциклопедии, словари, справочники).
Энциклопедия – греч., круг знаний. Первые энциклопедии появились в Китае, в Древней Греции. В России первые энциклопедии появились в 13 веке. Эти энциклопедии содержали самые различные сведения, которые были расположены в книге без всякой системы. В энциклопедии можно найти полезный дополнительный материал к любой теме для любого урока, получить лаконичный достаточно полный ответ по тому или иному вопросу. В современных энциклопедиях материал расположен по определенной системе, для того, чтобы можно было быстро найти статью по интересующему вопросу. В конце каждого тома есть справочный отдел, в котором дан список сокращений, приведены новые термины и литература по теме, приложения. Иллюстрированы рисунками, фотографиями, репродукциями картин, приводятся схемы, таблицы, карты, чертежи, исторические документы и т.д. Энциклопедии бывают точными, универсальными, отраслевыми и т.д.
Рассмотреть энциклопедические издания для детей, познакомиться со структурой их построения.
Предметный указатель – это перечень встречающихся в книге терминов или описаний предметов. Располагаются эти сведения, как правило, в алфавитном порядке.
Именной указатель представляет собой расположенный в алфавитном порядке перечень собственных имен исторических деятелей, писателей, ученых, географические названия и т.п.
Начиная работать с научной книгой, прежде всего поглядим, какие в книге есть указатели, чтобы не искать в именном географического названия, и наоборот. Потом вчитаемся в них, чтобы заметить, употреблял ли составитель перестановку слов или нет, то есть помещал ли он в указателе предметы и понятия, так как они встречаются в тексте, например: «Именной указатель» – или выносил на первое место существительное: «Указатель именной».
- К каким книгам мы обращаемся, встретив незнакомое, непонятное слово, или для того, чтобы узнать, как правильно пишется или произносится какое-то слово? (Словарь).
Словарь – сборник слов, выражений какого-либо языка. - Какие словари русского языка вам известны? (Толковый, орфографический, этимологический и др. – их назначение).- Чем отличается словарь от энциклопедии? (Энциклопедия дает широкое представление, а словарь краткое понятие слова.) - Как построен словарь? (В алфавитном порядке, имеет справочный аппарат.)
Справочник содержит необходимые и краткие сведения по различным отраслям знаний.
Чем энциклопедия отличается от справочника? (Справочник содержит краткие сведения научного характера.)
Рассмотреть различные издания, выделить общие для них признаки: алфавитное расположение материала, алфавитный и другие указатели.
Книг много. Но читать все книги незачем. Главное – суметь отобрать то, что действительно необходимо. Можно, конечно, спросить совета у библиотекаря, но часто приходится выбирать книгу самому. В этом вам поможет наука о произведениях печати – библиография. Библиографию называют «ключом ко всем знаниям». Это определение появилось много веков назад. Тогда же появилась эмблема библиографии – большой золотой ключ. С момента изобретения печатного станка вышло много миллионов книг. По этому поводу один из крупнейших ученых – академик Вавилов С.И. писал: «Разумеется, нет и не может быть читателя, которому потребовались бы десятки миллионов книг, но как узнать о том, что действительно нужно данному читателю? Современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому посредником между читателем и книгой стала библиография. Секрет «золотого ключика» откроется тем, кто научится им пользоваться.
В крупных библиотеках вы можете пользоваться библиографическими указателями. Это книги о книгах. Они обычно собраны вместе: на отдельной полке, на выставке, в специальном ящике. В каждом указателе кратко рассказано о книгах, посвященных определенной теме. Часто работники библиотеки сами составляют такие указатели, чтобы читатели смогли выбрать книгу на интересующую их тему. Библиотечный указатель имеет предисловие, в котором разъясняется структура указателя, число описаний книг и др. Во многих книгах на последней странице вы можете увидеть прикнижную библиографию. Она составлена так, чтобы расширить тему той книги, которую вы прочитали.
Как узнать, есть ли в библиотеке нужная книга? (Воспользоваться каталогом).
Слово «каталог» пришло из Древней Греции. Означает «список», «перечень». На первых порах каталог представлял собой список книг, хранящихся в библиотеке. С увеличением книжных запасов подобные списки уже не могли помочь ни библиотекарям, ни читателям. И вот в начале ХХ века появился новый вид каталога – карточный, который существует по сей день.
Каждую вновь поступившую в библиотеку книгу описывают на карточке. Рассмотрите каталожную карточку, какие сведения о книге она содержит? (Фамилия автора и название книги, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц, тираж и т.д.) Иногда карточка содержит и краткие сведения о содержании произведения (аннотацию). На карточке помещают и так называемый шифр книги, под которым она располагается на книжной полке. Шифр книги – это ее адрес.
Откуда взяты данные, шифр, аннотация? (С титульного листа книги).
Пользование каталогом сберегает время, но нужно уметь им пользоваться. Каталог бывает алфавитным или систематическим.
Если заранее известны фамилия автора и название произведения, то следует обратиться к алфавитному каталогу. Все карточки в таком каталоге расставлены в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Когда читателя интересует какая-либо тема и он хотел бы узнать, какие об этом есть книги в библиотеке, то следует обратиться к систематическому каталогу. Здесь принцип размещения карточек совсем иной – в соответствии с содержанием произведений по определенным отраслям знаний. Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке. (Объяснить понятие «хронологический»).
Когда вы будете ходить в большие библиотеки, вам придется пользоваться каталогом каждый раз, чтобы получить книгу. Нужно найти книгу по каталогу, выписать на специальном требовании ее название, автора, индекс (те самые буквы и цифры из левого уголка), отдать требование библиотекарю, и только после этого он принесет тебе книгу.
Чем отличается библиографический указатель от каталога? (Каталог содержит сведения о книгах, имеющихся только в данной библиотеке, а библиографический указатель – о лучших книгах, изданных за определенное время или на определенную тему.)
Итог урока:
-         Назовите виды справочной литературы. Что в них общего и чем они отличаются?
-         Как найти в библиотеке нужную книгу?
-         Как каталожная карточка связана с книгой? Какие сведения о книге она содержит?
-         Назовите виды каталогов, чем они отличаются?




Использование справочно-библиографического аппарата библиотеки при поиске и выборе литературы. Использование научно-справочного аппарата книги. Методы самостоятельной работы с литературой. Правила библиографического описания.


Книг много. Но читать все книги незачем. Главное – суметь отобрать то, что действительно необходимо. Можно, конечно, спросить совета у библиотекаря, но часто приходится выбирать книгу самому. В этом вам поможет наука о произведениях печати – библиография. Библиографию называют «ключом ко всем знаниям». Это определение появилось много веков назад. Тогда же появилась эмблема библиографии – большой золотой ключ. С момента изобретения печатного станка вышло много миллионов книг. По этому поводу один из крупнейших ученых – академик Вавилов С.И. писал: «Разумеется, нет и не может быть читателя, которому потребовались бы десятки миллионов книг, но как узнать о том, что действительно нужно данному читателю? Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.» Поэтому посредником между читателем и книгой стала библиография. Секрет «золотого ключика» откроется тем, кто научится им пользоваться.
В крупных библиотеках вы можете пользоваться библиографическими указателями. Это книги о книгах.
 Они обычно собраны вместе: на отдельной полке, на выставке, в специальном ящике. В каждом указателе кратко рассказано о книгах, посвященных определенной теме. Часто работники библиотеки сами составляют такие указатели, чтобы читатели смогли выбрать книгу на интересующую их тему. Библиотечный указатель имеет предисловие, в котором разъясняется структура указателя, число описаний книг и др. Во многих книгах на последней странице вы можете увидеть прикнижную библиографию. Она составлена так, чтобы расширить тему той книги, которую вы прочитали.
Как узнать, есть ли в библиотеке нужная книга? (Воспользоваться каталогом).
Слово «каталог» пришло из Древней Греции. Означает «список», «перечень». На первых порах каталог представлял собой список книг, хранящихся в библиотеке. С увеличением книжных запасов подобные списки уже не могли помочь ни библиотекарям, ни читателям. И вот в начале ХХ века появился новый вид каталога – карточный, который существует по сей день.
Каждую вновь поступившую в библиотеку книгу описывают на карточке. Рассмотрите каталожную карточку, какие сведения о книге она содержит? (Фамилия автора и название книги, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц, тираж и т.д.) Иногда карточка содержит и краткие сведения о содержании произведения (аннотацию). На карточке помещают и так называемый шифр книги, под которым она располагается на книжной полке. Шифр книги – это ее адрес.
Откуда взяты данные, шифр, аннотация? (С титульного листа книги).
Пользование каталогом сберегает время, но нужно уметь им пользоваться. Каталог бывает алфавитным, систематическим или тематическим.
Если заранее известны фамилия автора и название произведения, то следует обратиться к алфавитному каталогу. Все карточки в таком каталоге расставлены в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Когда читателя интересует какая-либо тема и он хотел бы узнать, какие об этом есть книги в библиотеке, то следует обратиться к систематическому каталогу. Здесь принцип размещения карточек совсем иной – в соответствии с содержанием произведений по определенным отраслям знаний. Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке. (Объяснить понятие «хронологический»).
Чем отличается библиографический указатель от каталога? (Каталог содержит сведения о книгах, имеющихся только в данной библиотеке, а библиографический указатель – о лучших книгах, изданных за определенное время или на определенную тему.)
Книга – это источник информации, поэтому нужно уметь пользоваться ее научно-справочным аппаратом. У слова «аппарат» много значений. Происходит оно от латинского слова apparatus, что означает снаряжение, оборудование. Аппарат книги- это ее снаряжение; оно помогает читателю, если читатель знает, как этот аппарат устроен, и умеет им пользоваться.
Почти в каждой книге есть оглавление или содержание. Знакомство с книгой, особенно научной или научно-популярной, опытный читатель начинает именно с оглавления. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который вам нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу.
В некоторых научных книгах в оглавлении есть: разделы, подразделы, главы и параграфы,
Важной частью аппарата являются указатели. Указатели бывают именными, предметными и т.д.
Предметный указатель – это перечень встречающихся в книге терминов или описаний предметов. Располагаются эти сведения, как правило, в алфавитном порядке.
Именной указатель представляет собой расположенный в алфавитном порядке перечень собственных имен исторических деятелей, писателей, ученых, географические названия и т.п. Полные собрания сочинений классиков обычно снабжаются общим алфавитным указателем заглавий произведений, помещенных во всех томах издания. Против каждого заглавия произведения указывается год его издания, том, страница, а также страница комментариев. Чаще всего указатели помещаются в конце последнего тома.
Указатели строятся по алфавиту. Необходимость указателей литераторы и издатели поняли уже давно. Первые указатели в европейских книгах появились в XV веке, в XVI веке они стали уже делом обычным. Научная книга без указателей во многом теряет ценность. Ею неудобно пользоваться. Многие важные сведения оказываются погребенными в толще ее текста.
Начиная работать с научной книгой, прежде всего поглядим, какие в книге есть указатели, чтобы не искать в именном географического названия, и наоборот. Потом вчитаемся в них, чтобы заметить, употреблял ли составитель перестановку слов или нет, то есть помещал ли он в указателе предметы и понятия, так как они встречаются в тексте, например: «Именной указатель» – или выносил на первое место существительное: «Указатель именной».
Частью аппарата книги являются аннотации. Аннотация – это краткое, в несколько строк, изложение содержания  книги. Вы пришли в магазин или библиотеку, рассматриваете новые книги. Как быстро получить представление, что за книга перед вами, если фамилия автора вам неизвестна, а по названию непонятно, о чем она? На помощь приходит аннотация. Эта короткая заметка объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или форме; если книга учебная или научная – указывает на то, какого рода материал в ней содержится. Иногда сообщает краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают в книге на обороте титульного листа или на клапане суперобложки. Хорошая аннотация должна привлечь внимание читателя к книге, но не обещать того, чего в книге нет.
К аппарату книги относятся колонтитулы. Что это такое? На этот вопрос, вероятно, мало кто ответит. Колонтитулы указывают, о чем говорится на данной странице. В книгах художественных колонтитулы встречаются редко и то по преимуществу в старых изданиях. В научных книгах, в справочниках колонтитулы чаще всего повторяют названия глав и параграфов. На левой странице помещают название главы, например: … На правой – название параграфа, например: … Если книга – сборник, то на колонтитуле слева помещается обычно фамилия автора, справа – название произведения. Особенно важны колонтитулы в словарях и энциклопедиях. Обычно на левой странице словаря помещают первое слово, которое объясняется или переводится на этой странице, или начальные буквы слов, а на правой странице – последнее слово. В энциклопедиях в колонтитулы таким же образом выносятся слова – слева первое, которое объясняется на этой странице, справа – последнее. Колонтитулы помогают быстро находить то, что мы ищем. А со словарями и энциклопедиями без колонтитулов было бы вообще почти невозможно работать.
Каждому, кто работает с книгами, приходится делать выписки из них. Выписки – наиболее простой вид записи. Это отдельные мысли, выводы, статистические данные, примеры и т.п. Умение делать выписки – одно из самых важных умений при работе с книгой. Вслед за текстом выписки следует указать, откуда она сделана. Указание на книгу, из которой сделана выписка, делается так же, как и описание книги на каталожной карточке. Ф.И.О. автора, название книги, место и год издания, добавляется страница, с которой сделана выписка.
 Если делаете пропуск в выписываемой цитате, это место полагается обозначить многоточием в скобках (…).
Записи в тетради неудобны. Выписки лучше делать на карточки. Потом необходимо разобрать выписки, сделать необходимые пометки на карточках, расставить их по разделам. Перебирая и просматривая карточки, повторяешь, что читал. Сортируя, подчиняешь собранный материал определенной системе, обнаруживаешь связи между разными фактами.
Все многообразие записей можно свести к нескольким основным видам: выписки, план, тезисы, конспект. Разобьем основные виды записей на два типа. К первому отнесем различного рода выписки, которые содержат лишь отдельные мысли текста или ссылки на источники и т.п. Ко второму типу – план, тезисы, конспект, которые представляют собой связанное изложение текста, отражающее последовательность его смысловых элементов.
План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Чтобы составить план, надо дать название каждому законченному по смыслу отрывку текста, причем так, чтобы название было кратким и точным. Как научиться составлять план? Для составления плана необходимо не только выделять в тексте главные мысли, но и устанавливать соотношения между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним. Пункты плана детализируют заглавие текста, данное автором. Глядя на план спустя некоторое время, вы ясно видите, о чем написано в книге или статье, но что именно в ней написано, план не раскрывает.
Для более полного осмысления и запоминания текста план можно дополнить тезисами. Тезисы – это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются в тексте (или – короче – содержание основных текстовых субъектов). Составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Дело в том, что мелкие смысловые части порой очень трудно или даже невозможно озаглавить, тогда как они легко выражаются в тезисах.
При  изучении сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, но и само доказательство, объяснение и т.д. В таких случаях составляют конспект. В конспекте кратко излагается содержание книги, произведения или статьи. Причем наиболее важное излагается словами автора, точно выписанными. Рассмотрим подробно основные требования к конспектированию текстов. Конспект должен быть:
-         содержательным и полным;
-         по возможности кратким;
-         правильно оформленным.
Конспект будет содержательным, если он отражает лишь главное в содержании текста; полным – при условии, что в нем в той или иной форме представлено все, что является важным с точки зрения содержания текста. Записать текст кратко – значит изложить содержание в значительной мере своими словами, а не переписывая текст дословно.
 Записывать кратко своими словами нужно стремиться весь текст, за исключением тех положений, которые предельно кратко изложены самим автором или требуют точной формулировки (цитаты, правила, законы и т.д.).
Можно изложить содержание прочитанного в виде реферата (от лат. Reffere – докладывать, сообщать). Журнал «Завуч» № 8 – 2001 г., с. 82 – «Школьный реферат и основные требования к его написанию».
Написав реферат, вы должны на последней странице указать список книг, которыми вы пользовались. То есть составить библиографическое описание. Библиографическое описание – совокупность сведений о документе (о книге), приведенных по установленным правилам. Чтобы правильно сделать библиографическое описание необходимо знать общие требования и правила составления такого описания. Об этих правилах рассказывает книга «Составление библиографического описания». Вы  можете воспользоваться библиографическим описанием книги на титульном листе. Нужно переписать все необходимые сведения, расставив все необходимые знаки.
-         Найдите библиографическое описание книги на титульном листе.
-         Рассмотрите схему описания издания. Какие сведения о книге содержатся в описании?
-         Как перечислены эти сведения в описании? (В определенном порядке, отделены знаками).
Библиографический список может быть составлен в алфавитном порядке, по темам, по главам и т.д. Если список составлен по главам, то внутри каждого раздела книги должны быть перечислены также в алфавитном порядке.
Итог урока:
-         Что такое библиография и библиографические указатели?
-         Чем отличается каталог от библиографического указателя?
-         Какие бывают виды каталогов?
-         Как каталожная карточка связана с книгой?
Где можно взять необходимые сведения для составления библиографического списка?


История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее

Библиотечный урок "История книги" 

"А где хранят Вселенную?"     (Знакомство с разнообразием словарей и справочников)

Библиотечный урок "Эти книги знают все "  ( Знакомство с разными видами словарей. Умение работать с виртуальными словарями)